Практикум

«Развитие ораторского искусства посредством активизации речи детей старшего дошкольного возраста».

 

Цель: активизация речи детей через игры и упражнения, направленные на развитие дикции, интонации, темпа и ритма речи.

Задачи:

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать способность произвольно изменять силу, высоту, тембр голоса;

- совершенствовать чёткость дикции;

- актуализация

Оборудование: копилка, кошелек, монеты, банкноты, пластиковые карты, артикуляционная гимнастика «Фиксики», карточки с обозначением игр

Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Фиксики – Деньги», «Фиксики – Копилка».

Ход практикума:

Здравствуйте, ребята!

Ребята, мне вчера звонили Фиксики и сказали, что они хотят научиться правильно и красиво говорить. Говорить так, чтобы заинтересовать своих слушателей. А еще они  просили нас помочь объяснить, что за предметы они нашли. Фиксики нам их переслали и там, где они лежат, оставили свой знак. Давайте найдем!

 - (Нашли) Давайте посмотрим, что же в этом пакете.

Идем за стол

Открываю пакет – достаю копилку, звеню.

- Что это такое? (дети: копилка).

- Для чего же нужна эта копилка? (складывать, положить туда деньги).

- Правильно, чтобы копить деньги. Интересно узнать, а зачем людям копить деньги?

- Ребята, очень хочет посмотреть, что же лежит в копилке? А вам интересно? Давайте же посмотрим.

Сперва рассматриваем монеты.

- Это что такое? (ответ: монеты). Правильно, монеты. Какие они - монеты? Если затрудняются отвечать дети, то им помочь надо по признакам, определенным (по форме, из чего сделаны).

- Правильно. Они круглые, металлические, звенят (берем в руки несколько монет и позвеним ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Дать детям каждому монеты и пусть они сами попробуют позвенеть ими.

- Ой, ребята, смотрите, у нас в пакете ещё что-то осталось. Давайте достанем и посмотрим.

Воспитатель достаёт кошелек - банкноты и демонстрирует детям.

- Эти деньги называются - банкноты?

- Банкноты. А какие они?

- Бумажные, прямоугольные по форме, шуршат.

Дети проговаривают это слово хором и так же шуршат ими.

-Где же мамы и папы хранят деньги? Как вы думаете? (ответы детей: в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают и безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, но на самом деле они хранятся на пластиковой карте (нужно показать пластиковые карты).

- Ребята, а вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль). Ребята, но знайте, что пароль никому нельзя говорить. Ведь если мы расскажем, то все деньги пропадут.

Молодцы ребята, помогли Фиксикам разобраться.

1.     Тренировка дыхания.

А теперь давайте выполним дыхательную гимнастику вместе с Фиксиками, потому что правильное дыхание – это основа правильной и красивой речи. Для этого нам нужны банкноты и монеты.

-Вдохнули носом воздух (надуваем живот и поднимаем диафрагму вверх) и медленно выдыхаем ртом.

-Сдуй монеты со стола. Пластиковые монеты лежат на столе. Сдуваем их, не надувая щеки.

-Летящие банкноты. Бумажные деньги прикреплены на веревку прищепками. Сдуть банкноты так, чтобы щеки не надулись.

2. Артикуляционная гимнастика.

- А для чего нужны деньги? (Чтобы ими расплачиваться). А как получить деньги? Откуда  у ваших родителей появляются деньги? (Они их зарабатывают).

Ребята, посмотрите что еще передали нам Фиксики.

Для того, чтобы красиво говорить, необходима правильная работа артикуляционного аппарата (губ, языка). Тогда речь будет четкой, внятной и разборчивой. Понятной для окружающих. Фиксики приготовили для вас игру, а золотая монетка поможет нам выбрать задания. За каждое правильно выполненное задание вы можете получить деньги. Давайте поиграем. Артикуляционная гимнастика с монеткой. Лист с артикуляционной гимнастикой (приложение 1). Катим монетку, на какой картинке она остановится – выполняем это упражнение.

Физкультминутка: «Монетки»

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)

Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу)

Радуемся мы друг к другу. (Повороты к соседу.)

Дружно скачем: скок, скок, скок… - (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек. (Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек,пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)

3.     Работа над голосом.

Еще нам нужно потренировать голос. Специальные игры вы можете приобрести в нашем магазине, за деньги, которые вы заработали.

Высота голоса:

«Поднимаем и опускаем голос вместе с ладонью».

«Поднимаем и опускаем» голос вместе с ладонями. которыми

трясем.

Звучность голоса:

-вдохнули, открыли рот, а губы сомкнули, внизу живота выдавливаем звук [м] (ноздри дрожат).

- Затем так же вдохнули и соединяем звук [м] с гласными звуками.

Темп и ритм речи.

-Упражнение «Алла –меняла». (Постепенное повышение тона

голоса с одновременным убыстрением темпа речи)

Алла меняла:

Карандаш на марку

Марку на палку,

Палку на брошку,

Брошку на гармошку,

Гармошку на рожок,

Рожок на гребешок…

-Скороговорка

Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои

Интонация

Упражнение 1: «Ой!»

Вспомните ситуацию, в которой Фиксики «ойкнув» (можно многократно)могли: удивиться, восхититься, расстроиться, задуматься.

Упражнение 2: «Язык Фиксиков» (на тренировку интонационной окрашенности речи логического ударения). Задайте вопрос соседу, поочерёдно выделяя звуки «а»«о»«у»; он должен ответить с помощью таких же звуков, голосом акцентируя тот же звук в своём ответе.

АОУ? – АОУ; АОУ? – АОУ; АОУ? - АОУ.

Вот такие чудеса творит интонация!

Ребята, как вы думаете, мы ответили на все вопросы, выполнили все задания которые нам приготовили Фиксики?

Приглашаю вас занять свои места!

Ребята, посмотрите, здесь еще какой-то конверт со знаком Фиксиков, неужели мы что-то не рассказали.

Открываю – там раскраски, нас фиксики благодарят за работу! За то, что вы помогли им научиться правильно и красиво говорить и рассказали, какие бывают деньги, для чего они нужны и откуда они появляются.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий